MForum.ru
21.11.2005, "ПРАЙМ-ТАСС"
В течение последних 4-5 лет в России и СНГ наблюдается устойчивый рост спроса операторов сотовой связи на различные VAS-услуги.
По оценкам iKS-Consulting, в 2005 г доходы российских операторов от дополнительных услуг вырастут более чем на 70 проц по сравнению с 2004 г. Объем российского рынка дополнительных услуг сотовой связи превысит 1,6 млрд долл., а доля дополнительных услуг в общих доходах операторов может составить 15,5 проц. Наиболее быстрорастущими услугами в последующие несколько лет будут являться мо бильный Интернет и контент-ус луги. В 2005 г их совокупная до ля в общем объеме доходов от дополнительных услуг может приблизиться к 50 проц.
В этом году особенно активный интерес проявляется к новому сер вису RBT /Ring Back Tone/, уже хорошо известному абонентам в Юго-Восточной Азии и постепенно раз вивающемуся в Европе. На данный момент в РФ и странах СНГ уже существует несколько инсталляций услуги. В России это операторы МТС, "МегаФон-Поволжье", НТК /Дальний Восток/, а в СНГ стартовавший в этом году украинский оператор "Астелит" и ведущий оператор в Азербайджане Azercell. При выборе данного сервиса возникает ряд во просов, связанных с функциональ ными возможностями продукта, эффективностью внедрения услуги и перспективами развития RBT. Представленный материал даст необходимую информацию по этим моментам и позволит заглянуть в ближайшее будущее Ring Back Tone.
Как работает.
В ходе обзора рынка решений RBT, предлагаемых различными поставщиками, выделен ряд "стандартных" /так как у каждого поставщика есть свои "know how"/ функциональных возможностей услуги. Сервис RBT предоставляет абоненту возможность заменять КПВ /контроль посыла вызова или гудки в трубке/ на мелодию, собственное звуковое сообщение или звуковое сообщение по умолчанию для входящих вызовов. Пользователь услуги может назначать соб ственное звуковое сообщение или мелодию конкретному абоненту или группе абонентов, а также устанав ливать мелодию в соответствии со временем суток и днем недели. В части управления контентом существуют следующие возможности:
формировать персональный список мелодий путем заказа зву ковых фрагментов, предлагаемых контент-провайдерами и оператором мобильной связи;
формировать персональный список мелодий путем записи собственного звукового сообщения;
использовать мелодии персонального списка для замены КПВ;
прослушать мелодии персонального списка.
Управление профилем, подключе ние/отключение услуги доступно абоненту по различным транспортам: IVR/SMS/USSD/JUST /STK//Web. Оператор в свою очередь может создавать /добавлять/ удалять/ профили для неограниченного числа контент-провайдеров и формировать ка тегории мелодий /TOP, Russian TOP и т.д./. Также отметим, что это новый тип контент-услуги обычно с простым и удобным интерфейсом для контент-провайдеров, контролем качества поставляемого контента и, что немаловажно, отсутствием требований к мобильным терминалам.
Представленные функциональные возможности позволяют говорить об уникальности этой услуги на рынке и хороших перспективах эксплуатации сервиса на сети оператора.
Как заработать
Эффективность внедрения услуги Ring Back Tone обеспечивается перечисленными ниже факторами. Во-первых, услуга носит весьма оригинальный и развлекательный характер, что, безусловно, выделит ее для пользователей и привлечет их. Во-вторых, сервис направлен на массовое использование и сам факт предоставления может создать хорошие предпосылки к "веерному" подключению абонентов к услуге. В-третьих, в области получения доходов существуют возможности использования гибких вариан тов тарификации услуги /абонентская плата, плата за подключение услуги, оплата заказа мелодии, оплата изменения профиля и т.д./. И, в-четвертых, для продвижения сервиса "в массы" существует отличная возможность привлечь компетентных контент-провайдеров.
Построение бизнеса RBT возможно на принципе разделения доходов /Revenue Sharing/ между его участниками. При классической схеме разделения доходов таких участников двое: оператор, предоставляющий инфраструктуру своей сети для доставки данного вида контента, и непосредственно сам контент-провайдер, обеспечивающий наполнение данного сервиса лицензионной продукцией.
К сожалению, сейчас в России нет открытых статистических данных о работе RBT в части роста пользователей услуги. Поэтому здесь будет представлена пессимистичная модель развития бизнеса, т.е. мы будем говорить о линейном росте пользователей сервиса, не учитывая "взрывной" /скачкообразный/ рост, связанный с рекламой и различными маркетинговыми акциями. Итак, первичные данные:
два участника бизнеса — контент-провайдер и оператор;
доля в разделении доходов —50/50;
ARPU услуги — 2 долл /см. таблицу/;
рассматриваемый период —2 года;
рост пользователей услуги — линейный;
абонентская база оператора —1 млн человек;
количество пользователей услуги на конец периода — 100 тыс человек;
Стоимость предоставления услуги RBT для абонента операторами
Расчеты показали, что при таком ходе событий срок окупаемости проекта составит для оператора максимум 1,5 года /рис. 1/. И это на основании пессимистичного прогноза по приросту пользователей услуги.
Таким образом, эксплуатация RBT не только позволит предостав лять уникальный развлекательный сервис абонентам, но и принесет ощутимый экономический эффект всем участникам бизнеса.
"Мелоринг" — первый RBT в СНГ
Услуга "Мелоринг", реализованная украинским оператором "Астелит" /брэнд "life:)"/, находится в коммерческой эксплуатации с февраля 2005 г. Пока оператор не предоставлял открытых данных по количеству пользователей услуги — это легко объяснимо коммерческой тайной. Известно только, что на период запуска сервиса /а это произошло практически одновременно с выходом оператора на рынок/ процент проникновения услуги был высок в соотношении к общей абонентской базе. На текущий момент сервис успешно работает и доступен для управления абонента ми через USSD, IVR и Web-интерфейсы.
Стоит отметить, что управление услугой наиболее эффективно производить через Web-интерфейс. В представленном на сайте "Астелита" Web-профиле пользователя услуги отражены все стандартные возможности такого сервиса. Абонент может выбирать мелодии /из списков, предлагаемых оператором/ добавлять их в собственный пул, создавать различные группы абонентов и устанавливать проигрывание мелодии в зависимости от времени суток или дня недели. Наглядный пример, когда теория успешно реализовалась на практике.
Новые горизонты
Любая система имеет несколько стадий существования и развивается по спирали. RBT не исключение. В ближайшее время сервис приобретет дополнительные функциональные возможности. С их помощью абонен ты смогут заменять КПВ во время исходящих вызовов на мелодию или звуковое сообщение и настраивать проигрывание случайной мелодии из пула заказанных мелодий для входящих и исходящих вызовов. Это обусловлено тем, что абонентам весьма приятно платить за услугу /в данном случае прослушивание мелодии/ для себя, а не только для других. Также будут появляться такие услуги, как "Мелодия в подарок" /оплатив стоимость заказа/, "Мелодия для двоих" /одновременная установка единой мелодии двум абонентам услуги для взаимных вызовов/.
На базе RBT можно организовывать различные виртуальные игры и акции. Например, услуга "Музыкальные знакомства". Основная цель: поиск собеседников /новых знакомых/ в соответствии с общими музыкальными пристрастиями и местоположением /с использованием LBS/. Игра "Найди мелодию". Цель участника игры — найти мелодию, аналогичную собственной, и заработать призовые очки. При наборе определенной суммы абонент попадает в некий пул игроков, среди которых далее будет производиться розыгрыш ценных призов.
Какие плюсы несут в себе такие решения? Очевидно, что общение с новыми знакомыми повлечет за собой увеличение голосового /а возможно, и SMS,/ трафика внутри сети, а из дополнительных выгод - увеличение интереса к услуге INORBT и укрепление лояльности абонентов.
Несомненно, что очередные витки научно-технического прогресса заставляют всех поставщиков решений обеспечивать поддержку новых технологий. Поэтому совершенно естественным представляется миграция услуги RBT в 3G с поддержкой современных тех нологий передачи данных. В процессе дозвона абонент сможет не только слушать, но и "смотреть" мелодию /к примеру, фрагменты клипа любимого исполнителя/. Еще одной отличительной особенностью сервиса может стать интеграция RBT с различными услугами: VPN, Black List, Virtual Number для реализации единой точки управления персонификацией вызовов.
Иногда может потребоваться не только изменение технологий и на сыщение новым функционалом, но и репозиционирование сервиса. Что имеется в виду? При массовом проникновении услуги данный сервис может постепенно перейти из категории дополнительных в группу "по умолчанию" и будет находиться в стандартном пакете услуг, предлагаемых при подключении. Зная "леность" абонента, можно утверждать, что он, как минимум, будет пользоваться "мелодией дня", а как максимум, активно включаться в заказы мелодий и настройки своих профилей. Вы спросите, а когда этого ожидать? Сначала должен пройти период повсеместного внедрения данного сервиса, "привыкания" к нему абонентов, и только потом переход к новой модели бизнеса на базе RBT. Исходя из оценки предполагаемых планов крупных операторов России, такие изменения произойдут не ранее чем через два года.
© Артем Парфентьев, НПФ "БЕРКУТ", впервые опубликовано на "ПРАЙМ-ТАСС"
18.07. [Новинки] Слухи: Tecno работает над Phantom Ultimate G Fold / MForum.ru
17.07. [Новинки] Анонсы: Wiko Enjoy 80 Pro с HarmonyOS представлен официально / MForum.ru
17.07. [Новинки] Анонсы: Honor X70 представлен официально / MForum.ru
16.07. [Новинки] Анонсы: Игровой планшет Honor Pad GT2 Pro представлен официально / MForum.ru
15.07. [Новинки] Слухи: Oppo K13 Turbo и K13 Turbo Pro готовятся к анонсу / MForum.ru
15.07. [Новинки] Анонсы: Lenovo Yoga Tab Plus с AI-функциями представлен в Индии / MForum.ru
15.07. [Новинки] Слухи: Samsung Galaxy S25 FE будет поддерживать зарядку 45 Вт / MForum.ru
14.07. [Новинки] Анонсы: Vivo Y19s GT 5G представлен официально / MForum.ru
14.07. [Новинки] Анонсы: Недорогой 5G-смартфон Infinix Hot 60 5G представлен официально / MForum.ru
11.07. [Новинки] Анонсы: Infinix представил смартфоны Hot 60 Pro+ и Hot 60 Pro / MForum.ru
11.07. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy Z Fold 7 – большое обновление линейки Z Fold / MForum.ru
10.07. [Новинки] Анонсы: Samsung Galaxy Z Flip 7 FE первый складной смартфон серии FE / MForum.ru
10.07. [Новинки] Анонсы: Складной смартфон Samsung Galaxy Z Flip 7 представлен официально / MForum.ru
10.07. [Новинки] Анонсы: Смартфоны Tecno серии Spark 40 представлены официально / MForum.ru
09.07. [Новинки] Анонсы: OnePlus Nord CE5 с АКБ 7100 мАч представлен официально / MForum.ru
09.07. [Новинки] Анонсы: Представлен OnePlus Nord 5 c 6,83-дюймовой AMOLED-матрицей и сенсором LYT-700 / MForum.ru
08.07. [Новинки] Анонсы: Honor X9c 5G представлен официально / MForum.ru
08.07. [Новинки] Слухи: Honor X70 получит АКБ емкостью 8300 мАч / MForum.ru
07.07. [Новинки] Анонсы: Itel City 100 представлен официально / MForum.ru
07.07. [Новинки] Слухи: Infinix Hot 60 5G + оснастят One-Tap AI Button / MForum.ru