MForum.ru
17.02.2024,
На днях меня попросили коллеги из RZDdigital высказаться по теме применения больших языковых моделей ИИ на железнодорожном транспорте.
LLM находят или могут найти в самое ближайшее время обширное применение на железных дорогах в большом разнообразии сценариев применений. Если обобщить зарубежный опыт в этой сфере, то можно выделить следующие направления и виды моделей.
Обучение и повышение квалификации сотрудников ж/д
Cоздание обучающих материалов и курсов, помогающих сотрудникам улучшать профессиональные навыки и знания - модели могут создавать тексты, диалоги и сценарии, которые помогут сотрудникам отработать взаимодействие с другими сотрудниками и с пассажирами, лучше осознать свои обязанности и процедуры. Это может быть обучение по теме правил безопасности, техобслуживания и т.п. Онлайн-курсы на базе материалов, подготовленных с LLM помогут проводить обучение персонала в удобное время. Языковые модели могут помочь оценивать знания сотрудников, например, в формате тестов.
Поддержка пассажиров
Чат-бот на основе LLM может помочь пассажирам находить информацию о расписании движения поездов, маршрутах, ценах на билеты, правилах перевозки багажа, питании в поезде. Чат-бот способен помочь получить различные услуги, включая продажу или обмен билетов, онлайн, на вокзале или в поезде. Рекомендации могут быть и персонализованными, за счет информации о предпочтениях клиента. Бот может автоматически информировать пассажиров о задержках или отменах поездов, предоставляя информацию об альтернативных маршрутах или пересадках. Он способен помочь пассажирам в ситуации потери багажа и при возникновении других коллизий, типичных для железнодорожных путешествий.
LLM - основа для автоматизации обработки запросов клиентов по телефону, почте, в соцсетях и чатах.
Чат-боты на основе LLM могут давать пассажирам информацию о достопримечательностях на маршруте, вокзалах, отелях и т.п. Они способны заняться развлечением пассажиров - предложить им игры, музыку или новости по теме, интересной пассажиру.
Техподдержка функционирования железных дорог
LLM могут помочь с планировании маршрутов для поездов с учетом времени суток, погоды, дня недели, сезона, информации о ремонтных работах и т.п.
LLM способны автоматически генерировать отчеты о состоянии поездов, инфраструктуры и т.п. на основе данных, собираемых автоматически или железнодорожным персоналом.
Выявление системных и прочих проблем с обслуживанием пассажиров на железных дорогах
Можно анализировать свежие сообщения в соцсетях и блогосфере, выявляя общее в жалобах и недовольстве, высказываемом пассажирами, что даст импульс к улучшению работы железных дорог и обслуживанию пассажиров.
Что предстоит сделать в области LLM для ж/д?
Обучить модели с тем, чтобы они понимали и генерировали текст, релевантный для железнодорожной отрасли конкретной страны;
Создать чат-боты на основе LLM, способные вести диалог с пассажирами как текстом (с доступом из популярных мессенджеров, браузеров, включая мобильные приложения), так и голосом.
Обеспечить интеграцию LLM и чат-ботов с системами железных дорог.
Это в ближайшей перспективе, скорее 2, чем 5 лет.
Что получим при правильном использовании LLM
Рост качества обученности персонала, качества обслуживания клиентов, снижение расходов, повышение эффективности работы железных дорог.
--
За новостями телекома и IT удобно следить в телеграм-канале abloud62. Региональные новости и анонсы пресс-релизов вы найдете в канале abloudRealTime, также подключайтесь к каналу Бойко про телеком ВКонтакте
теги: искусственный интеллект железнодорожный транспорт железные дороги
--
Публикации по теме:
14.02. [Новости компаний] Искусственный интеллект: Nokia запускает большую языковую модель генеративного ИИ - помощника для сотрудников промышленных предприятий / MForum.ru
06.02. [Новости компаний] Операторская аналитика: Что хотят клиенты от ИИ и big data операторов? / MForum.ru
05.02. [Новинки] Анонсы: Itel P55+ с зарядкой 45 Вт и 256 Гб памяти появится в продаже 8 февраля / MForum.ru
25.01. [Новости компаний] Кадры: Андрей Калинин - новый гендиректор MTS AI / MForum.ru
22.01. [Новости компаний] Микроэлектроника: Сэм Альтман, ChatGPT, хочет собрать миллиарды на строительство заводов по производству чипов для ИИ-индустрии / MForum.ru
21.03. [Новинки] Анонсы: Google представила Pixel 9a с чипсетом Tensor G4 / MForum.ru
21.03. [Новинки] Анонсы: Vivo Y19e – смартфон с экраном 90 Гц и емким АКБ за 8000 рупий / MForum.ru
21.03. [Новинки] Анонсы: Vivo V50 Lite 5G с Dimensity 6300, АКБ 6500 мАч и зарядкой 90 Вт представлен официально / MForum.ru
20.03. [Новинки] Слухи: Infinix Note 50x представят 27 марта / MForum.ru
19.03. [Новинки] Анонсы: Oppo A5 и A5 Energy представлены официально / MForum.ru
19.03. [Новинки] Слухи: Будущий смартфон Itel 5G призван сделать искусственный интеллект доступным / MForum.ru
18.03. [Новинки] Анонсы: Представлен смартфон Realme P3 с чипсетом Snadragon 6 Gen 4 и дизайном Mecha / MForum.ru
18.03. [Новинки] Анонсы: Vivo V50 Lite 4G оснастили аккумулятором 6500 мАч и зарядкой 90 Вт / MForum.ru
18.03. [Новинки] Анонсы: Oppo A5 Pro 4G на базе Snapdragon 6s 4G Gen 1 представлен официально / MForum.ru
17.03. Слухи: Раскрыты цены и варианты памяти серии Samsung Galaxy Tab S10 FE / MForum.ru
17.03. [Новинки] Слухи: Apple заменит iPhone 17 Pro Max на 17 Ultra / MForum.ru
14.03. [Новинки] Слухи: Появились официальные рендеры Motorola Edge 60 Fusion / MForum.ru
14.03. [Новинки] Слухи: Oppo выпустит Find X8S с дисплеем 6,3 дюйма / MForum.ru
13.03. [Новинки] Анонсы: Oppo A5 Pro (4G) представлен официально / MForum.ru
13.03. [Новинки] Слухи: Google Pixel 9a замечен на новых фото / MForum.ru
12.03. [Новинки] Анонсы: Vivo Y29s 5G представлен с Dimensity 6300 и знакомым дизайном / MForum.ru
12.03. [Новинки] Анонсы: HTC Wildfire E5 Plus дебютирует с 6,75-дюймовым дисплеем и 50 Мп камерой / MForum.ru
11.03. [Новинки] Слухи: Realme P3 Ultra получит характеристики флагманского уровня / MForum.ru
11.03. [Новинки] Анонсы: Представлен Vivo Y300i с емким АКБ / MForum.ru
10.03. [Новинки] Слухи: Стали известны основные подробности о Xiaomi Civi 5 Pro / MForum.ru