17 марта 2009 года в 10-00 по Тихоокеанскому времени (или 20-00 по московскому) стартовала пресс-конференция Apple, на которой, как и было обещан, компания презентовала новую операционную систему iPhone OS 3.0.
Но об этом чуть позже, а сначала должностные лица Apple представили слушателям своеобразный мини-отчет о проделанной работе. По словам компании, отныне iPhone доступен в более чем 80 странах мира (правда, в конце события уже говорилось о 77 странах, включая те 15, которые добавятся в этом году). Более того, изначально в 2008 году планировалось продать «всего» 10 млн экземпляров смартфона, но на сегодняшний день продано уже 13.7 млн. А мобильных устройств с iPhone OS (включая iPod touch) — по всему миру насчитывается уже 30 млн.
После выхода первой бета-версии SDK, набор инструментов для разработчиков был скачан свыше 800000 раз. К написанию приложений для iPhone и iPod touch подключились свыше 50000 компаний и индивидуальных программистов. При этом около 60% из них признались, что раньше никогда не писали для iPhone. На сегодняшний день в App Store подписано свыше 25000 приложений и около 96% из них получили одобрение (хотя в данном случае Apple явно лукавит, процесс подписания приложений идет не так уж и быстро – подробности читаем здесь). По словам Apple, весь последний год ее сотрудники потратили на то, чтобы сделать SDK еще лучше, в рамках этой инициативы выпущено свыше 1000 новых API.
Не обошлось и без очередного напоминания, какая это все же хорошая штука – App Store. Целых 70% заработанных средств «яблочная» компания отдает разработчикам, и лишь 30% забирает себе. Следует отметить, что по сравнению с политикой онлайновых магазинов других мобильных производителей, последовавших примеру Apple, это действительно привлекательное предложение. Вот если бы еще Apple по-оперативнее справлялась бы с рассмотрением заявок…
Еще одна новая «фишка» для разработчиков состоит в том, что теперь они смогут применять новые бизнес-модели для продвижения своей продукции: подписку, взимание дополнительной платы за функции и т п. Например, игры теперь можно будет продавать по уровням. Или путеводители по городу: теперь можно будет продавать одно базовое приложение и дополнительные карты для разных городов.
Далее перешли к аксессуарам. На сегодняшний день количество проданных аксессуаров для iPhone и iPod touch исчисляется тысячами. И теперь Apple разрешит создавать приложения, работающие с аксессуарами напрямую. В качестве примера было приведено приложение для автоматического определения лучшей частоты FM-трансмиттера и автоматической настройки на нее – оно уже имеется в iPhone 3.0. Данную функцию можно будет применять и в медицине: в частности, был продемонстрирован монитор кровяного давления, автоматически подключаемый через Bluetooth. Хотя именно это применение iPhone вызывает большие сомнения: миниатюрные приборы для измерения давления обычно дают достоверные результаты на относительно молодых и здоровых людях, сосуды которых не потеряли своего тонуса. А гипертоники со стажем, которые, казалось бы, более заинтересованы в подобных инновациях, рискуют пропустить очередное критическое состояние.
Зато теперь для взаимодействия iPhone с внешними устройствами разработчики смогут создавать собственные протоколы.
Привлекла также внимание функция P2P, позволяющая двум устройствам взаимодействовать через канал Bluetooth. Например, если двое ваших детей решили поиграть на заднем сиденье автомобиля в одну и ту же игру.
Продолжится и тесное сотрудничество Apple с Google. Разработчики давно хотели использовать Google Maps в собственном программном обеспечении и теперь Apple предоставит им эту возможность при помощи специального API, которым смогут воспользоваться сторонние разработчики. Кроме того, теперь они смогут делать нормальные GPS карты (поворот за поворотом), но в этом случае придется использовать собственный набор карт - Google Maps для этой цели применять нельзя.
Предусмотрены также новые API для потокового видео и аудио и для голосового общения в играх, обновлена система In-App Purchase и добавлена функция Push Notification. Принцип работы Push notification следующий: телефон постоянно находится на связи с Apple. Когда какому-то приложению приходит обновление, например, сообщение в мессенджере, Apple доставляет это сообщение и на иконке приложения появляется ярлычок. Это позволило Apple значительно сократить энергопотребление работающих в фоновом режиме приложений: всего 23% по сравнению с 80% «сжигаемыми» фоновыми программами на других операционных системах (Windows Mobile, Android).
«Мы, конечно, запоздали с этой функцией, но все же она появилась», - сообщил докладчик.
Далее слово передали разработчикам софта. Apple сообщила, что за несколько недель до презентации попросила некоторые фирмы написать несколько новых приложений.
Первым был продемонстрирован сервис работы с IM (ICQ, MSN, Facebook и т.д.) Meebo. Разработчики отметили, что смогли выпустить Meebo только сейчас, когда стала доступной функция Push Notifications.
Electronic Arts представила игру Sim 3, в которой можно будет покупать предметы в App Store за 0,99$ каждый. Oracle анонсировала пять бизнес-приложений, в их числе приложение, которое в реальном времени показывает запасы товаров на складе. LifeScan продемонстрировала приложение для измерения уровня сахара в крови – данные считываются со специального сканера через Bluetooth или через кабель. Также приложение «знает», какое количество сахара содержится в различных продуктах.
Фирма ngmoco объявила iPhone «прекрасным устройством для игр и социального общения», и реализовала обе эти функции в одном приложении Touch Pets – игре с «мультяшным» интерфейсом, интегрированной с социальной сетью, где вас могут, например, пригласить поиграть с чужой собакой.
Вторая игра, продемонстрированная ngmoco - LiveFire – шутер от первого лица.
Компания Smule - создатель популярной Ocarina – рассказала об успехах своего «детища» и анонсировала новое приложение Leaf Trombone World Stage, в котором можно поучиться игре на новых музыкальных инструментах и поучаствовать в массовом онлайн-обучении.
Представление около 100 новых функций для пользователей началось с наиболее долгожданных COPY & PASTE и CUT.
Автоматическое выделение текста обеспечивает двойное постукивание по нему, а далее делаете с выбранным фрагментом, что хотите. Примечательно, что данные функции работают и в сторонних приложениях. А чтобы стереть добавленный текст, можно просто потрясти iPhone. Очевидно, долгожданной реализации новой функции обрадовались и сами разработчики: они еще долго демонстрировали, как работает копирование и вставка текста в различных приложениях.
Вдоволь наупражнявшись, перешли к разделу Photos: здесь теперь имеется новая кнопка, позволяющая приложить к электронному письму несколько картинок.
Кроме того, во все основные приложения (включая Mail и Notes) добавлена поддержка ландшафтной клавиатуры.
Наконец-то реализована поддержка MMS, но про видео-MMS по прежнему ничего не говорилось. Добавлена новая функция Voice Memos, позволяющая записывать голосовые напоминания, лекции и т.п.
Поговорили об изменениях в Calendar: теперь он поддерживает два новых формата CalDAV и calendar subscriptions. Первое используется Google, Yahoo! и др. для внутренних стандартов календаря.
А сфера действия функции Search расширена на все основные приложения. Для управления поиском анонсирован новый хоумскрин Spotlight.
Наконец реализована еще одна долгожданная возможность - STEREO BLUETOOTH, а также расширены функции родительского контроля.
iPhone OS 3.0 для потребителей будет доступна этим летом, при этом для владельцев iPhone 3G предусмотрен бесплатный апдейт. Новой ОС смогут воспользоваться и владельцы первого поколения iPhone, но их смартфоны будут поддерживать далеко не все новые функции: в частности поддержки Stereo Bluetooth и MMS не будет. Владельцы iPod touch смогут обновить прошивку за $9.95. А для разработчиков OS 3.0 доступна уже сегодня.
На этом основная часть конференции была закончена и представители Apple перешли к ответам на вопросы. Первым был задан вопрос, почему так много времени ушло на реализацию функции COPY & PASTE. Представители Apple сослались на сложности с решением проблем безопасности и реализации простого пользовательского интерфейса. А на вопрос: «Выйдет ли когда-нибудь Flash на iPhone?», докладчики ответили, что пока им сказать нечего.
Привлекла внимание слушателей и функция P2P. Были заданы вопросы, работает ли она с другими устройствами и можно ли с ее помощью обмениваться, например, музыкальными файлами. На это был дан ответ, что P2P работает без проводов только с iPhone и iPod touch, а с другими устройствами — через Dock connector, и с ее помощью можно только давать послушать файлы (в потоковом режиме).
На вопрос, сможет ли iPhone работать в качестве модема через Bluetooth, представители Apple ответили, что iPhone OS 3.0 это может, и сейчас ведутся переговоры с сотовыми операторами. Далее Apple перешла к долгим и расплывчатым ответам на вопросы о том, почему задерживается выход приложений, но никакой конкретной информации не дала. И на этом пресс-конференцию можно было считать закрытой.