После открытия торгов на фондовой бирже, вслед за представлением iPad mini, акции Apple заметно потеряли в цене, а капитализация самой дорогой корпорации мира снизилась на 18 миллиардов долларов. И, напротив, котировки акций компании Barnes & Noble, продающей планшет Nook HD за $199, выросли на 6,1%, акции Amazon с ее Kindle Fire за $159 подорожали на 0,2% (по данным Вести.Экономика). Аналитики единогласно связывают такую реакцию рынка с завышенной ценой планшета — Apple не только не оправдала надежду на то, что ее планшеты пойдут в продажу по цене 200 долларов, но и превысила планку в 250 долларов, на что надеялись многие пользователи. По мнению экспертов, цена на iPad mini в 329 долларов не заинтересует клиентов бюджетного сегмента рынка планшетов, особенно учитывая насыщенную конкуренцию со стороны прочих компаний.
У меня иное мнение по этому поводу. iPad mini обязательно заинтересует пользователей, которые хотели бы приобрести небольшой планшет топового класса. Но Apple никогда не разрабатывала продукцию, которая изначально предназначалась бы бюджетному сегменту (конечно, сейчас в США iPhone 4 с контрактом оператора можно получить абсолютно бесплатно, поскольку эта модель представлена на рынке более двух лет - вот модель Apple по освоению бюджетного рынка). Главная цель Apple всегда заключалась в создании устройств премиум-класса, которые можно продавать по цене «выше среднего» и приносят соответствующие доходы. «У Apple нет необходимости спускаться до отметки в 200 долларов, потому что компания никогда не подстраивается под ценовую политику своих конкурентов», — заявил изданию ATD Майк МакГур, вице-президент исследовательского отдела Gartner.
Скорее всего, Apple не собирается делать этого и в ближайшем будущем. Дела компании идут в гору, поэтому вряд ли совет руководителей будет изменять бизнес-концепцию корпорации. Согласно данным вчерашней презентации, Apple продала 100 миллионов iPad с момента начала производства фирменных планшетов (за 2.5 года). Каким образом Apple удалось это сделать? Тим Кук так ответил на данный вопрос: «Этому есть простое объяснение. Люди любят свои iPad».
Уклончивый ответ, но согласитесь, в нем есть доля правды. Решение сделать iPad mini дороже среднего уровня означает, что устройству придется конкурировать с меньшим количеством планшетов в его ценовой категории. Да и с соотношением "цена-качество" в iPad все нормально: фантастический дизайн, качественные комплектующие, гигантская экосистема сторонних приложений. Вице-президент отдела продуктового маркетинга Apple, Фил Шиллер, на презентации во вторник заявил: «Другие компании пробовали разработать планшет, меньше iPad, что в конечном счете привело к провалу. Наши конкуренты при создании новых устройств идут на компромиссы. Мы так не делаем».
Предлагая более дешевый iPad в компактном форм-факторе, Apple расширяет границы рынка конечных потребителей. Кроме того, не забывайте о соперничестве с Amazon и Google. Нетрудно догадаться, что начиная со второго ноября, когда первые модели iPad mini поступят в продажу, рыночная доля Kindle Fire и Nexus 7 начнется сокращаться — будет ли это плавно или стремительно, решать покупателю.
Как же iPad mini будет продаваться? Уилл Пауэр, аналитик компании Baird, уверен: «Хотя мы думали, что цена ниже 300 долларов была бы оптимальной, iPad mini со своими характеристиками и экосистемой приложений является устройством премиум-класса, что позволит Apple получать более высокие доходы с продаж. Мы ожидаем очень высокие показатели продаж, даже с ценовой отметкой в размере 329 долларов».