Появление интернет-плашета от Apple явно нервирует Microsoft. Думаю, причины этого вполне понятны – то, кто выпустит лучшее решение на стадии начальной популяризации этого класса устройств, не только получит кредит доверия потребителей, но и снимет основные сливки с продаж. Недаром в Microsoft торопились представить свой планшет, раньше, чем это сделает Apple. До появления iPad основной нишей применения планшетных компьютеров, они же TabletPC, был бизнес-сектор, в том числе, здравоохранение и транспорт. Существующие TabletPC явно не предназначались для «среднестатистических Джо».
Впервые Билл Гейтс заговорил об идее планшетного компьютера на выставке Comdex в далеком 2000 году, а через год после этого появлялось несколько прототипов, в том числе напоминающий большой iPad планшет от Compaq. Выступая на Comdex, Билл Гейтс заявил – «Надеюсь, уже в следующем году, многие в этом зале будут делать свои заметки на TabletPC». Но, тогда эта мысль услышана не была. В Microsoft продолжали развивать идею TabletPC, работали над распознанием рукописного ввода, но TabletPC продолжал оставаться нишевым продуктом. Большинство продаваемых планшетных ПК, по своей сути были обычными ноутбуками с поворотными дисплеями.
В последние годы в Microsoft работали над проектом под названием «Origami», основная идея которого заключалась в том, чтобы предложить потребителю устройство, похожее на Windows-компьютер, но компактнеее, легче и с сенсорным управлением, причем его аккумулятор должен обеспечивать целый день автономной работы. В идеале стоимость такого устройства должна была составлять от 500 до 1000 долларов.
Выпускавшиеся тогда продукты типа Samsung Q1 обычно не соответствовали задумке ни по цене, ни по времени автономной работы. И вот теперь появилась «таблетка от Apple», стоящая от $500 и обеспечивающая 10 часов автономной работы.
По мнению аналитика IDC Ричарда Шима, потребители заинтересованы в интернет-планшетах, но их цены слишком высоки, а с появлением iPad все может измениться. По оценкам IDC, Apple сможет продать от 4 до 5 млн iPad уже в этом году. Сравните эти цифры с оценкой рынка TabletPC на 2010 год в 1,3 млн шт., из которых только 170 тысяч будут планшетами. Напомню, в прошлом году рынок TabletPC оценивался в 1 млн. шт., из которых 125 тысяч составляли планшеты, а остальные 875 тысяч – ноутбуки-трансформеры.
Конечно, тот факт, что Apple анонсировала iPad, не гарантирует высоких продаж – в истории компании были продукты, например Mac Mini или Apple TV, принятые потребителями без восторга, но iPad будет продаваться по более низким, чем ожидалось ценам, что, в совокупности с дешевым 3G-трафиком, например, от AT&T, делает его привлекательным.
Несмотря на низкие продажи, в Microsoft не отказались от идеи интернет-планшета, недаром в Windows 7 появился мульти-тач, что дает реймондовцам надежду на то, что новое поколение «таблеток» будет представлять гораздо больший интерес.
На выставке CES 2010 Стив Балмер продемонстрировал прототип планшетного компьютера, работающего под управлением Windows 7. Диагональ дисплея этого устройства составляет 8,9 дюймов (в iPad – 9,7 дюймов), а появление его на прилавках ожидается в середине года. Также в Microsoft рассматривается идея планшета с двумя дисплеями, видео которого просочилось в сеть в начале 2009 года. В интервью, данном представителем Microsoft Robbie Bach, он подтвердил, что видео было подлинным, но не сообщил, на какой стадии находится данный проект в настоящее время.
Однако давайте отвлечемся от заявлений и просто задумаемся - что мы хотим получить от планшетного компьютера? Как мы его будем использовать?
С одной стороны, в планшете от Microsoft и HP будет полноценная операционная система, такая же, как и настольном компьютере. Это очень привлекательно – ведь на нем можно будет использовать те же программы, что и на настольном ПК. По заявлениям Microsoft, производительность их планшета будет на очень хорошем уровне, но удобно ли будет на этом планшете РАБОТАТЬ? Например, попробуйте набрать большой текст с помощью виртуальной клавиатуры или управляться графикой на 8,9-дюймовом дисплее.
Лично меня подобная перспектива не привлекает. Также остается открытым вопрос о времени автономной работы. Если мне будет нужно компактное портативное устройство – я приобрету нетбук или смартбук обладающий полноценной клавиатурой и, если хочется «планшетности», поворотным дисплеем, например, ASUS Eee PC Touch T91, продающийся уже сейчас, за сумму чуть меньшую 600 долларов. Конечно, это дороже заявленных $500 за планшет от Microsoft и HP, но аппаратная клавиатура стоит того. Таким образом, ниша HP Slate остается также ограничена, как и ниша классических TabletPC – использование интернет и работа с приложениями, не требующими большого дисплея и аппаратной клавиатуры.
С iPad все по-другому – этот планшет для людей, «среднестатистических Джо», простой и удобный. Если хотите, можете даже назвать его большим iPhone, суть от этого не изменится. Конечно, Джобс немного слукавил, когда заявил, что появление iPad создает новую категорию устройств, по сути, iPad – эволюция устройств для просмотра различного контента – интернет, книг, видео и т.д. Воспринимать iPad надо именно как устройство для отдыха и тогда его «недостатки», такие как отсутствие стандартного USB или многозадачности, не имеют особого значения.
Если выбирать рационально, то я не вижу себя в роли покупателя iPad, он мне не нужен. Покупать сначала iPad, потом к нему внешнюю клавиатуру – это несерьезно. Но, если у меня появятся лишние 500 баксов, магия Apple возьмет свое и тогда, лежа на диване, я буду смотреть видео, читать книги и просматривать новости именно с iPad. Просто потому что это устройство для отдыха, не перегруженное лишними и абсолютно не нужными в нем функциями.