Где найти отборные фото?
Дети не только дарят большую радость, еще они постоянно задают вопросы и подкидывают задачки. Иногда их решение приводит к очень неожиданным последствиям.
Однажды программист Жан-Мари Юлло (Jean-Marie Hullot) помогал ребятишкам писать реферат. Информацию по теме он без проблем нашел в «Википедии». С иллюстрациями оказалось сложнее. Пришлось «побегать» по разным сайтам, но качество большинства снимков удручало. Обычный родитель в такой ситуации просто скачает картинки из Интернета. Но если ваш папа работал топ-менеджером Apple, он создаст многомиллионный стартап. Такова одна из версий появления на свет «Фотопедии». Этот сервис придется по вкусу миллионам профессионалов и фотолюбителей, желающих заявить о себе; блогерам и редакторам, разыскивающим изображения по конкретной теме; а еще целой армии тех, кого хлебом не корми, дай поглядеть на «красивые фотки».
Возможно, подготовка домашнего задания на самом деле была «последней каплей», но еще Юлло не устраивало, что популярные фотохостинги не сделали для пользователей удобных загрузчиков. Если люди в 2009 году хотели поделиться фотографиями, в 19 случаях из 20 они отправляли их по электронной почте и не морочили себе голову. И еще одна печаль не давала покоя в те времена: клиенты разных сервисов не могли совместно создавать альбомы.
Юлло не обратил бы внимания на эти проблемы, если бы не жил с камерой в руках. Он объехал планету и запечатлел ее в тысячах ярких кадров, а теперь хотел поделиться самыми любопытными из них, аккуратно систематизировав материал по категориям. Тогда уже существовал принадлежащий Google веб-сайт Panoramio. Он позволяет загружать кадры с привязкой к местности и размещает их на виртуальной карте мира. Но для потребностей Юлло Panoramio оказался слишком сложен: фотоаппараты все еще делали без GPS, а указывать такое количество координат вручную человеку с научным складом ума не позволяла вера. Вдобавок, у Panoramio есть «недостаток»: он «крутится» вокруг глобуса, и создается впечатление, что снимки тут не главное.
В итоге было решено сделать собственный сервис, с красивым дизайном и прибылью. Все по заповедям Apple. Миссия нового проекта звучала так: создать бесплатную, свободную и качественную онлайн-энциклопедию обо всем на свете, но вместо текста в ней будут фотографии, потому что один взгляд лучше тысячи слов. Похоже на Wikipedia, поэтому возникает вопрос: чье ДНК победит - коммерчески успешного гиганта или вечно голодных «художников»?
Привлечь сообщество энтузиастов
Работу над проектом Жан-Мари Юлло и его команда начали в конце 2006 года, а компанию Fotonauts основали только в 2008-м. Да, у них было время делать все неторопливо или не делать ничего: в течение полутора лет на счета исправно капало пособие от правительства Франции. К моменту увольнения из Apple Юлло занимал пост технического директора (CTO) по разработке приложений. Ему мы, в частности, обязаны календарем iCal. Группу французских программистов сократили вследствие «политических интриг», и, по букве закона, родное государство 18 последующих месяцев должно было выплачивать им зарплату. Поэтому Юлло удалось привлечь в стартап еще четверых экс-сотрудников Apple из числа соотечественников, своих бывших подчиненных. (Кстати: несмотря ни на что, Джобс оставался близким другом Юлло до конца своей жизни.)
Как решить проблему создания коммерчески успешного и качественного фоторесурса? За шесть последних лет разработчики испробовали несколько моделей, меняли акценты, платформы и технологии. Презентация проекта Fotonauts состоялась на конференции TechCrunch 50 в 2008 году. Тогда он представлял собой небольшую программу для Mac, которая позволяла людям совместно наполнять тематические альбомы. При этом можно было использовать фотографии, хранящиеся в Picasa и Flickr, или загружать свои.
Идея приглянулась, а в лице блога TechCrunch новое детище получило медийного опекуна с даром предвидения. В материале о конференции главный редактор TC Эрик Шонфельд наградил стартап эпитетом “photopedia”. До переименования проекта и смены концепции оставалось больше года. Но главный ответ уже был дан: краудсорсинг. Наполнять и курировать ресурс будут миллионы его пользователей. Опять же - как в Wikipedia.
На исходе 2009 года «фотонавты» наконец обзавелись собственным сайтом и нынешним названием - Fotopedia. Создавать подборки, загружать и голосовать за фотографии стало можно прямо из браузера. «Веб 2.0» в действии: посетитель – это не пассивный читатель, а еще и автор, редактор, член интерактивного сообщества. Необходимость в приложении для ПК отпала.
Однако настоящая революция в судьбе Fotopedia случилась в 2010 году. Стив Джобс представил миру iPad, и планшет поразил Жана-Мари Юлло. Отныне главная ставка была сделана на мобильную платформу iOS. Это заметно и по сайту сервиса: его первая страница предлагает скачать приложения для iPad и iPhone, а строка поиска по энциклопедии теперь размещена на последней.
Первоначальная концепция серьезно изменилась. Выпущенное вскоре приложение Fotopedia Heritage не содержало ни поиска по веб-базе энциклопедии, ни возможности добавлять или «курировать» фотографии: эти функции оставили сайту. А сама программа выглядела, как «альбом для журнального столика». Ее наполнили тысячами шикарных снимков наиболее красивых мест планеты – объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Так Fotopedia начала прочно ассоциироваться с приложениями для путешествий, хотя сервис к travel-тематике не сводится.
С тех пор компания Fotonauts опубликовала 12 приложений для iOS. Они оптимизированы под Retina-дисплеи, а недавно все дружно обновились: получили поддержку iOS 6 и iPhone 5. В каждом из приложений заключена лишь небольшая частичка Fotopedia: Париж, животные, женщины мира... С помощью этого нехитрого приема можно добавлять в App Store по новому продукту каждый месяц – недостатка в материале не предвидится.
Где ваш 41 мегапиксель?
Мобильная и веб-версии Fotopedia похожи в одном: всю площадь дисплея занимает фотография. Слева поверх нее расположен вертикальный ряд аккуратных иконок. По клику на значок “i” появляются выжимки из англоязычной Wikipedia. Они рассказывают о том, что изображено на снимке. Значок глобуса открывает карту, на которой булавкой отмечено место съемки. Можно посмотреть, какие еще места поблизости попали в энциклопедию. Сверху и снизу дисплея расположены навигационные элементы. Они позволяют перейти в другой раздел, запустить слайд-шоу или листать фотографии вручную. Кнопка с «плюсиком» служит для добавления изображений к текущей статье, но найти ее можно только на сайте.
Итак, весь «интерактив» остался в веб-версии Fotopedia. Сайт получился простым и красивым. Сама Apple не сделала бы лучше, что немудрено: яблоко от яблони... Глядя на труды Жана-Мари Юлло, хочется помечтать, какой элегантной стала бы Wikipedia, пригласи она разработчиков со стажем в Купертино.
Сценарий использования Fotopedia довольно богат. Можно выступить в роли автора: добавлять свои фотографии. Или в роли редактора: отбирать чужие снимки, голосовать за них. В роли зрителя: любоваться слайд-шоу, листать публикации. В роли исследователя: искать иллюстрации по определенным темам – от блюд африканской кухни до музыкальных инструментов, от моделей телефонов до водопадов. В роли блогера: «утащить» на свой ресурс отдельный кадр или целое слайд-шоу, по необходимости настроив все его параметры.
Единственная сложность в работе с fotopedia.com может заключаться в том, что сервис пока не русифицирован. Поэтому имеет смысл рассказать, как создаются новые темы, и упомянуть о критериях, которым должны соответствовать загружаемые фотографии.
Чтобы просматривать материалы Fotopedia, регистрация не нужна. Чтобы стать автором или редактором – уже потребуется. Не страшно: процесс простой и привычный. Набираем имя, фамилию, адрес электронной почты, придумываем пароль и подтверждаем его, указываем дату рождения и доказываем, что мы не «боты», - вводим CAPTCHA. Собственно, все. Но есть способ еще проще: войти через Facebook.
Попав в собственный профиль и нажав кнопку Edit, мы можем выбрать «аватарку» и «фото на баннер». Правда, этот фотобаннер адекватно отображается только в браузере Apple Safari, в Google Chrome он уже будет не столь гламурным. И в таких вот мелочах сказываются «яблочные» вкусы создателей. В профиле устанавливается тип лицензии на ваши авторские фотографии. По умолчанию в настройках аккаунта активирован all rights reserved (все права сохраняются за вами). Однако в сообществе морально поощряется «альтруизм» – всевозможные варианты Creative Commons (передача права использовать и видоизменять ваши произведения). Собственно, сервис и создавался ради того, чтобы дать нуждающимся доступ к бесплатной базе высококлассных фотографий.
Прежде чем загружать свои работы в Fotopedia, стоит познакомиться с некоторыми рекомендациями. Для начала: «размер имеет значение». Большинство сервисов устанавливают максимально допустимое разрешение снимков, здесь же – наоборот: оговаривается минимальное. Оно составляет 1400x1080 точек. А если желаете увидеть свой шедевр на iPad, будьте добры выложить хотя бы 12 МП. В самое выгодное положение тут попадают обладатели смартфонов Nokia 808. Трудно найти другое такое место, где с радостью примут весь их 41 мегапиксель.
Мастеров, обожающих «закреплять» права на снимки с помощью watermarks, ждет разочарование. Единственные допустимые в Fotopedia водяные знаки – те, что вилами по воде писаны, то есть совершенно невидимые. У сервиса существуют более элегантные способы зафиксировать свой копирайт. Во-первых, это делается автоматически. В правом нижнем углу под каждой фотографией отображается имя автора. Оно служит гиперссылкой, ведущей на его профиль. Во-вторых, можно оградить свои труды посредством “all rights reserved”.
Семь грехов Fotopedia звучат так: нельзя использовать рамки (1), HDR (2) и прочие «художественные эффекты» (3); здесь не рады нерезким (4), недоэкспонированным (5), переэкспонированным (6) и перенасыщенным (7) фотографиям. «Покажите мир таким, какой он есть»: это не вернисаж, это энциклопедия.
А вот теперь можно добавить свои грамотно отобранные снимки на сервис. Для этого нужно найти в поиске «словарную» статью, соответствующую теме вашего кадра. Нажимаем на «лупу» и вводим запрос по-английски. Сервис тесно связан со своей негласной «мамой» - Wikipedia, поэтому в базе данных есть все англоязычные статьи оттуда. Часть из них еще не содержит иллюстраций (empty), над другой пользователи Fotopedia успели потрудиться, но загружать фотографии можно и туда, и туда.
У каждого «фотонавта» есть «репутация». Изначально она равна единице. Когда вы добавите фотографию в статью, она получит один балл и статус «кандидата», а другие «фотонавты» смогут прибавить или вычесть из ее рейтинга еще по баллу. За каждую работу, набравшую 5 баллов, к вашей репутации прибавляется единица. Пользователь со стартовой репутацией имеет право в течение суток загрузить и «порекомендовать» всего 5 снимков. Это ограничение помогает тщательнее фильтровать материал.
Наполнять статьи можно, не только загружая собственные фотографии. Сервис интегрирован с Flickr и позволяет брать оттуда свои или чужие произведения. Последний источник контента – уже имеющиеся на самой «Фотопедии» иллюстрации. Например, работая над статьей Paul McCartney, будет вполне уместно «позаимствовать» снимки из статьи The Beatles.
В Fotopedia нашлось место элементам социальной сети, за что ее регулярно сравнивают с тем же Flickr. «Социальность» присутствует только в вебе. Вы «подписываетесь» на пользователей или темы, и все их обновления попадают в специальную вкладку вашего профиля. Вооружившись этими знаниями, можно смело вступать в сообщество.
Когда четыре года назад проект анонсировали на конференции TechCrunch, многие присутствующие не верили, что он сможет зарабатывать на рекламе, а читатели западного блога не понимали, зачем им нужен еще один фотосервис. И правда: «фотонавтам» пришлось отыскать несколько оригинальных ходов, чтобы привлечь аудиторию и деньги.
(Продолжение следует)
(с) Павел Воронков, специально для iPhone.MForum.ru