Решение первое: Совместимость iPod с Windows
Я помню этот случай, словно все происходило буквально вчера. В полном разгаре было лето далекого 2002 года.
Я проходил стажировку на вакансию программиста и мечтал о том, как потрачу свою первую зарплату на покупку MP3-плеера, как буду наслаждаться любимой музыкой на работе. В тот момент я использовал Linux в качестве операционной системы на моем настольном компьютере.
Как преданный читатель издания Slashdot, я «шагал в ногу» со всеми современными моделями MP3-плееров. Изучив возможные варианты и приняв во внимание тот факт, что у меня накопилась довольно обширная музыкальная коллекция, я остановился на плеере «Creative Nomad». Проблема заключалась в том, что синхронизация песен требовала специальной программы для Windows… и она оказалась ужасной. Программное обеспечение было настолько невыносимым, что вскоре я отнес свой плеер обратно в магазин. Я читал, что альтернативные программы для синхронизации песен с MP3-плеерами работают еще хуже, поэтому я был вынужден купить себе iPod. К тому моменту Apple только-только выпустила новые модели, совместимые с операционной системой Windows. Программное обеспечение тоже не было идеальным, но в сравнении... близким к идеалу.
Решение Apple создать iPod, который будет полностью совместимым с Windows, тогда меня очень удивило. Даже сейчас оно кажется мне не совсем логичным. Это не характерный ход для Стива Джобса, ведь обычно он категорично относится к своим конкурентам.
Тот iPod был первым для меня продуктом Apple. Он также был первым продуктом Apple и для многих других. Это неочевидное решение определило будущее компании Apple. «Зацепив» всех пользователей системы Windows, Apple превратила рынок настольных компьютеров лишь в небольшой сегмент мира вычислительных устройств, основную роль в котором в будущем предстояло играть мобильным устройствам.
Внезапно, у всех появился iPod… и уже совершенно не имело значения, пользуются ли эти покупатели Windows или Mac. Эта тенденция продолжается и сейчас. Какой операционной системой пользуется большинство покупателей iPad? При покупке iPhone или iPad задумываются ли пользователи Windows об изменении и своей настольной операционной системы?
Я не уверен, что в далеком 2002 году кто-то (кроме сотрудников самой Apple?) в полной мере понимал великолепие этого решения. iPod, совместимый с Windows, словно вымостил дорогу для iPhone, для iPad и операционной системы iOS.
Решение второе: Сегментация рынка по закону Мура
Если ваша компания занимается продажами гаджетов и девайсов, то весь ваш бизнес построен на цикле обновления продуктов. Выход новой версии обычно подразумевает снижение цены на предыдущую модель для поддержания продаж.
Если взглянуть на это с точки зрения производства, то перед выпуском нового продукта должны быть выделены дополнительные производственные мощности, чтобы создать достаточный запас готовых изделий на старте. Может пройти немало времени, пока устройство начнет приносить доход. Понимать все ключевые принципы производства чрезвычайно тяжело и при этом жизненно важно. Именно поэтому, превосходно разбирающийся в данной теме Тим Кук был удостоен занять пост главного директора Apple после ухода Стива Джобса из компании.
Недавно у меня был шанс поговорить с сотрудниками одного из производителей устройств под Android (по личным причинам мне не хотелось бы разглашать название компании). Мне показалось странным, что у этого производителя сформировано несколько групп сотрудников для работы над мобильными продуктами, причем все они создавли девайсы под Android для различных сегментов рынка. Одна группа работала над созданием бюджетного телефона, другая пыталась разработать «топовое» устройство, ориентированное на бизнес-покупателя. Для каждого устройства предусматривалась собственная маркетинговая программа и дата релиза. Единственная деталь, которая буквально взорвала мой мозг — планировалось выпустить все эти устройства на разных версиях Android. Бюджетный телефон хотели делать на версии 1.5, а остальным предназначалась 1.6. Но ведь это ужасно!
Для того, чтобы оценить разницу, напомню, что когда была представлена новая модель iPhone, Apple не остановила производство текущей модели. Руководство компании из Купертино решило сохранить определенный процент производественных мощностей за этой моделью. Его производство к тому моменту было полностью отлаженным процессом и использовало более дешевые компоненты.
На всех графиках и в официальных отчетах Apple iPhone представлен в виде единого продукта. Этот продукт разрабатывала единая команда, программное обеспечение для него создавала единая команда, да и маркетингом занималась единая команда. Они вложили всю свою душу, умение и энергию в создание самого замечательного продукта. Без затраты дополнительных усилий, благодаря закону Мура сегодняшний фантастический продукт Apple завтра превратится в бюджетное устройство. Нет необходимости создавать что-то специально, заниматься маркетингом и прочими корпоративными игрищами — эти ресурсы можно потратить на создание следующего «самого замечательного продукта». Так работает Apple!
Сегодня вы можете приобрести флагманский iPhone, который был представлен три года назад, за 0 долларов (с контрактом в США, разумеется), либо купить бюджетный Pantech Astroglide, который работает на Android 2.2, похож на молоток и продержится от аккумулятора часа три.
Почему ни Dell, ни Samsung, ни HP, ни любая другая компания из мира высоких технологий, кроме Apple, не смогли реализовать собственную версию стратегии «закон Мура для сегментации рынка»? Эта стратегия не требует каких-либо ухищрений, которые доступны только Apple. Наверное тому есть множество причин, и я просто не понимаю всех сложностей цепочки производства мобильных устройств.
Мне до сих пор интересно, насколько полно эта блестящая стратегия была осознана в Apple, когда она только зарождалась. Все было проделано по плану, или это просто умные люди каждый день принимали и принимают грамотные, обдуманные решения в любой микро-ситуации, требующей принятия грамотного и обдуманного решения? А может быть успех пришел как сумма этих двух составляющих.
По материалам статьи Дальтона Кэлдвэлла.